Понедельник, 06.05.2024, 05:55
Персональный сайт Поповой Веры Павловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Февраль » 17 » ДЕНЬГИ И МИФЫ
17:27
ДЕНЬГИ И МИФЫ

 

ДЕНЬГИ И МИФЫ

В настоящее время в России происходит смещение в системе жизненных ценностей, переосмысливается значимость денег в жизни, данные различных социологических исследований говорят о том, что у многих молодых людей приоритетной жизненной целью становится достижение богатства любыми средствами, в т. ч. и незаконными. Таким образом, тема богатства, денег, материальной обеспеченности очень актуальна для выпускников.

Предлагаемый классный час - это дискуссия о роли денег в обще­стве, в жизни человека. Ход дискуссии: два ведущих, представляющих полярные точки зрения, «вбрасывают» в аудиторию аргументированные идеи-утверждения о роли и значении денег (6 утверждений - 6 раун­дов дискуссии). Задача участников дискуссии - подтвердить или ос­порить эти утверждения. В конце каждого раунда ведущий проводит голосование, сколько участников поддерживают предложенную идею. Классный руководитель следит за временем, за полминуты предупре­ждает участников об окончании раунда. По результатам всех раундов участники дискуссии получат срез мнений относительно места и роли денег в жизни человека.

Цели дать представление о различных стереотипах, касаю­щихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремлен­ность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительная работа:

  • предложить двум ученикам сыграть роли ведущих. Их зада­ча - «вбрасывать» в аудиторию спорные мысли, чтобы спро­воцировать обсуждение. Примерные тезисы и аргументы приводятся в сценарии;
  • можно предложить одному из учеников сделать слайд-фильм, сопровождающий вступительное слово учителя. Фильм дол­жен создать определенное настроение для дискуссии (богат­ство и бедность, контрасты современной России и т. п.).

Оборудование: компьютер (если будет сделан слайд-фильм).

Оформление: написать на доске содержание шести раундов (из плана классного часа).

11лак классного часа

  • Вступительное слово.
  • Дискуссия по теме «Мифы и деньги».

. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло».

. Второй раунд. «Деньги - это Бог».

. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит».

.Четвертый раунд. «Деньги - это свобода».

. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье».

. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха».

. Обсуждение результатов.

  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов (рефлексия).
  •  

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради­ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?

Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле­творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?

Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Их по очереди проводят двое ведущих, которые представляют различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде ведущий «вбрасывает» аргументированную мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

Передаю слово ведущим ток-шоу (имена, фамилии).

 

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»

Ведущий 1. Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».

Аргументы:

  • Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)
  • Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.
  • Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, занос­чивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем желе­зо - тел».
  • И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Примерные возражения:

  • Имущественные преступления - это скорее проявление та­кого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.
  • Не только преступления, но и много добра в мире соверша­ется с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.
  • Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богат­ство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иеру­салимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников слу­чалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.
    • Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в из­бытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к день­гам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избыт­ком», но не как к объекту любви.

Ведущий 1. Время обсуждения истекло. Напоминаю основ­ную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

 

  • Второй раунд. «Деньги - это Бог»

Ведущий 2. Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».

Аргументы:

  • Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».
  • С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.
  • Деньги правят миром. Только с помощью денег можно полу­чить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые по­токи.

Примерные возражения:

  • Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).
  • Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.
  • Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.

Ведущий 2. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

  • Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»

Ведущий 1. Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограни­чить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по ко­пеечке.

Аргументы:

  • Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не ка­ждый способен на аскетизм.
  • Большинство миллиардеров на Западе известны своей скром­ностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.
  • И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.

Примерные возражения:

  • Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые бо­ятся рисковать.
  • Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.
  • Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограниче­ние?
  • Человек может так и не воспользоваться накопленным богат­ством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.
  • Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.
  • Что касается западных миллиардеров, то многие из них полу­чили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.

Ведущий 1. Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Бога­тый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»

Ведущий 2. Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».

Аргументы:

  • Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу поку­пать любые вещи, путешествовать, выбирать страну прожи­вания.
  • Только деньги делают человека независимым от мнения ок­ружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мне­нием.
  • Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - все­гда можно заплатить выкуп или взятку.

Примерные возражения:

  • Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно посто­янно заботиться, как их не потерять.
  • Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.
  • Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.

Ведущий 2. Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»

Ведущий 1. Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».

Аргументы:

По мнению ученых (ФенькоА.Б. Люди и деньги. М.: Класс, 2005), для большинства людей главным ис­точником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.

  • Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.
  • Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.
  • Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализа­ции.
  • «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.

Примерные возражения:

  • Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.
  • Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить ува­жение друзей.
  • Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.
  • Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.
  • Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в Рос­сии, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветаю­щий бизнес.
  • «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.

Ведущий 1. Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

б. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»

Ведущий 2. Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.

Аргументы:

  • Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».
  • Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают возна­граждение, а лень, пассивность ведут к бедности.
  • Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.
  • Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это по­смотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.
  • Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают мил­лионы за час работы.
  • Недаром существует рейтинг миллиардеров и миллионеров, где каждый знает свое место.

Примерные возражения:

  • Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.
  • Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.
  • Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто пре­красный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.
  • Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успе­ха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.
  • А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, вели­кие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.
  • Кроме рейтинга миллиардеров есть и рейтинги открытий, романов, картин и т. п.
  • Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человече­ского труда.

Ведущий 2. Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

7. Обсуждение результатов

Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую под­держку получила идея (называет).

Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?

Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?

Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?

Деньги для вас - это цель или средство?

Бедность - это порок?

Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?

(Дети высказываются.)

III. Заключительное слово

Классный руководитель. По мнению западных психоло­гов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для бла­гополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В по­следние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.

«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух пред­принимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зараба­тывать.

И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопив­шие значительные состояния:

  • Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.
  • Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.
  • Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демон­страция высокого социального статуса.
  • Родители не оказывали им материальную помощь.
  • Их взрослые дети финансово самостоятельны.
  • Они следят за рыночной конъюнктурой.

Они правильно выбрали профессию (Стэнли Т.Дж.,ДанкоУ.Д. Ваш сосед — миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998).

Надеюсь, вы сможете выработать в себе эти черты и сумеете стать богатыми и успешными... Если захотите.

Просмотров: 724 | Добавил: Вера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz